Владимир Машошин – писатель, мистик, поэт…
https://avtor-vm.ru

Церковь на грани: История церковных расколов

церковные расколыПоследние события, происходящие в православной церкви, напомнили мне прошлое, когда Церковь, не успев, состояться, как духовный институт начала разделяться сама в себе.

Помните, как сказано в Евангелии:

«Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собой: как же устоит царство его?». (Матф. 12:25–26)

Так вот в полной мере это можно сказать о Церкви, отчасти именно поэтому я пытаюсь донести до верующих идею, что Церковь это не врата в Царствие Божие, а скорее наоборот.

Впрочем, об этом много раз уже сказано, давайте обратимся назад, к истории и вспомним, каким расколам была подвержена Церковь за время своего существования.

Новацианский раскол – назван по имени диакона Новациана, который и возглавил этот раскол. Случилось это почти сразу после установления Церкви и прекращения на неё гонений. Дело в том, что во времена гонений многих христиан подвергали пыткам и истязаниям и некоторые из них, не выдержав, отреклись от Христа, принесли жертву идолам и отказались от христианской веры. Римский папа Корнилий проявил милость к «отступникам» и разрешил принимать их обратно в общину. Диакона Новацианна возмутило такое решение, он утверждал, что Церковь общество святых и все падшие не могут быть допущены обратно. Так возник первый церковный раскол. Первый вселенский собор выступил против идей Новацианна, но, тем не менее, некоторые христианские общины так и остались приверженцами Новацианна.

Акакианская схизма – этот раскол послужил предвестником великого раскола 1054 года. Неграмотные монахи монофизиты (верующие, что Христос только Бог и в нём нет ничего человеческого) захватили Александрию, Антиохию и Иерусалим. Стремясь установить в римской империи единую веру, император Зенон и патриарх Константинополя Акакий создали вероучительную формулу, которую можно было понимать двояко. Римский папа Феликс 2 возмутился такому свободному обращению с христианскими истинами и призвал Акакия для объяснений. В результате Феликс 2 отлучил Акакия от Церкви, а тот, в свою очередь отлучил от Церкви самого папу. Этот раскол длился 35 лет. И закончился примирением уже других глав Церквей.

Великий раскол 1054 года – разногласия послужившие причиной этого раскола копились многие годы, потому что со времени создания христианской Церкви её западные и восточные храмы всё более отличались друг от друга. К примеру, на востоке писали духовные книги и проводили службы на греческом языке, а на западе пользовались латынью. Причём в результате возникали порой совершенно разные трактовки священных текстов. Восточные священники носили бороды, а западные гладко брились, на востоке для священников были разрешены браки, а западные священники принимали обряд безбрачия. Но самым главным поводом к расколу послужила, вероятно,  претензия римских пап на единоличную абсолютную власть. Римская церковь имела мистическое убеждение, что является церковью самого апостола Петра и римский папа, как естественный приемник Петра присвоил себе единоличную власть в Церкви. На востоке важные церковные вопросы решались с помощью соборов.

К тому же патриарх Михаил отрицал претензии римского папы Керулария на единоличную верховную власть в Церкви, в результате повторился сценарий Акакианской схизмы: Керуларий отлучил от церкви патриарха Михаила, а тот в ответ отлучил самого Кирулария. Так образовались две основные современные церкви – Католическая и Православная. Этот раскол длится уже почти тысячу лет.

Старообрядческий раскол – в семнадцатом веке патриарх Никон задумал провести масштабные реформы церковной жизни. Богослужебные книги тогда переписывались в ручную и успели накопить много ошибок, их следовало исправить. Кроме этого Никон собирался унифицировать церковные обряды, иконопись, различные уставы и прочее.

Действовал патриарх весьма жёстко, например, в 1656 году он созвал в Москве новый Собор, на котором все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Отца, Сына и Святого Духа и торжественно преданы анафеме в Неделю Православия.

В результате общество раскололось и много людей, не только народные массы, но и духовенство, знатные граждане, не приняли этой церковной реформы. Все не принявшие нововведения объявили себя старообрядцами, однако очень скоро в среде самих старообрядцев начались разные духовные метания, некоторые общины позднее даже вовсе отказались от духовенства.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о